Понедельник, 20.05.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя по ФК Дубоносова Дениса Викторовича

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Игры в воде как средство развития физических качеств младших школьников

Игра как изначальный вид деятельности служит отражением быта, событий, виденья и понимания мира, и происходящей действительности. Игровой процесс изначально направлен на формирование личности человека, развитие его физических и моральных качеств. Через игру происходит познание окружающего мира, деятельности, обогащение понятиями и ощущениями. Подвижные игры помогают лучше ориентироваться и реагировать в изменяющейся ситуации, использовать временные командные отношения. Они делятся на группы, имеют свою классификацию. Подвижные игры эффективно помогают снять нервное напряжение, получить положительные эмоции при проведении и организации. Игры применяют с тем же успехом не только с младшими школьниками, но и с детьми дошкольного возраста, с взрослыми людьми и спортсменами.

Подвижные игры в воде бывают:

  1. командными, делятся на две и более команды соревнуясь между собой для достижения общей цели;
  2. некомандными, каждый из игроков добивается собственной цели;
  3. сюжетными, весь игровой процесс проходит по определенной сюжетной линии;
  4. бессюжетными, выполнение определенной поставленной задачи в соревновательной форме без сюжетной линии.

По направленности проведения игрового процесса подвижные игры бывают для ознакомления с водной стихией, совершенствования элементов техники и упражнений, ознакомления и освоения прикладного плавания, развития моральных и физических качеств, эмоционального воздействия на детей.

Игра как элемент обучения применяется на уроках плавания для лучшего усвоения пройденного материала, гармоничного физического развития школьника, воспитания физических и морально-волевых качеств, получения двигательных навыков необходимых для жизни, теоретических и практических знаний по организации и проведению игр на воде в качестве активного вида отдыха и т.д.

Разнообразие форм и методов организации и проведения игр в воде обуславливает сложность и большое количество двигательных элементов способствующих физическому развитию, вовлекая практически все группы мышц школьников, что в дальнейшем способствует их благотворному и гармоничному развитию. В играх превалирует момент соперничества между командами или игроками, помогая достичь максимального физического напряжения обучающихся, что способствует развитию физических качеств особенно важных в период роста и развития подрастающего организма. Игры в воде помогают осваивать и совершенствовать двигательные действия и качества, являющиеся неотъемлемой частью физической культуры. Основными из которых является ловкость применения двигательных действий, самостоятельность принятия решений, способность быстро ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке, инициативность команд или отдельных личностей в игровом процессе. Данные качества являются важной составляющей будущей физкультурной и спортивной деятельности учащихся. При подборе игр для проведения урока необходимо соответствие их теме, физическим качествам и элементам, способствующим лучшему усвоению основной части урока.

Подвижные игры помогают в воспитании целеустремленности обучающихся, морально-волевых качеств, готовят к преодолению различных жизненных трудностей, чувства ответственности, товарищества и солидарности. Выполнение поставленных задач и соблюдение правил при проведении подвижных игр способствует у детей воспитанию дисциплины, честного поведения себя и окружающих. Проведение командных игр устраняет эгоистические мотивы отдельной личности, помогает работать и жить в социальной среде.

Велико и многогранно оздоровительное значение проведения подвижных игр для играющих, укрепляется нервная система организма, улучшается обмен веществ, деятельность двигательного аппарата, систем и органов. Сам процесс является активным отдыхом для молодежи и взрослого населения, служит отличным средством для устранения симптомов усталости и утомления физической и особенно умственной деятельности. Многогранность и разнообразие движений позволяет добиваться положительных изменений в организме оздоровительной и развивающей направленности. Потребление кислорода увеличивается во много раз, расширяется объем легких, сердечно сосудистая система вырабатывает способность работать в более экономном режиме восполняя полноценно поступление кислорода и питательных веществ в организм. Благодаря участию большого количества детей, систематического проведения игрового процесса и условий проведения увеличивается естественным путем угол обзора и внимательность. Происходит естественная профилактика процессов связанных с ухудшением зрения и развития различных заболеваний. Организм приобретает способность к адаптации быстро меняющегося положения тела, улучшается точность и координация движений.

Значение проведения подвижных игр в качестве образовательного процесса заключается в структуре двигательных действий отдельных видов спорта включенных в процесс игры или похожих на них. Многие элементы схожи с отдельными видами спорта, такими как: легкая атлетика, плавание, гимнастика, различные спортивные игры, борьба и т.д. Применение отдельных элементов позволяет лучше осваивать пройденный материал, совершенствовать технику, навыки и приемы отдельных видов спорта. Акцентирование внимания на данные виде деятельности при проведении подвижных игр позволяют поддерживать образовательный процесс на высоком уровне и повышать эффективность применения их в избранных видах спорта, в жизни.

Для лучшего развития подрастающего организма обучающегося необходимо использовать всё разнообразие игр и эстафет, как на суше, так и в воде с элементами лучшего овладения двигательных навыков, таких как бег, ловля и метание мяча, прыжков и передач, плавание. Возможно применение спортивных игр в воде по упрощенным правилам в качестве ознакомления и развития. У учителя есть уникальная возможность подбирать специальные элементы и включать их в усложнение игр в качестве развития плохо развитых мышц, локального воздействия на суставы и связки.

Эффективность методике организации обучения подвижным играм на уроках плавания обусловлена применением дидактических принципов.

Участникам игрового процесса ставятся образовательные задачи, которые соответствуют правилам игры для решения поставленных целей и задач урока.

В процессе обучения применяются следующие дидактические принципы:

  1. Сознательности и активности, заключается в осознанном посещении тренировочного процесса, активном участии в проведении занятий по предмету плавание. Ведется постановка задач и разъяснение важности данной темы и дисциплины на каждом занятии. Акцентирование внимания на выполнении и анализе обучающихся отдельных элементов, движений как своих, так и товарища приводит к лучшему овладению материала и к более плодотворному его применению в жизни.
  2. Наглядности, преподнесение наглядного материала для лучшего его осознания, усвоения и активизации познавательной деятельности в виде красочных карточек, графиков, видеофильмов, презентаций и т.д. Сущность данного процесса состоит в получении яркого представления об изучаемом материале.
  3. Последовательности и системности, подразумевает логическую связь в проведении обучения детей между темами и разделами, образуя систему. Данный принцип реализуется на основе педагогических правил (от простого к сложному, от главного к второстепенному). При изучении новой игры для избегания большой нагрузки на центральную нервную систему применяется упрощенная форма, с ее последующим усложнением.
  4. Доступности, заключается в подборе средств и методов проведения в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и степенью подготовленности обучающихся. Элементы игры должны быть доступны для применения в тоже время вызывать легкие трудности способствующие лучшему закреплению и усвоению материала.
  5. Прочности, получение навыка применения двигательного действия или связки элементов путем повторений изучаемого материала. Подвижные игры в воде обладают большой динамикой и обширностью применения различных элементов, для улучшения творческого момента у детей необходимо избегать длительного повторения однообразного материала.

При организации подвижных игр в воде важное значение принимает выбор методики проведения, которая напрямую зависит от поставленных целей и задач помогая их решению. Важно систематичность проведения образовательного процесса и правильность его организации на протяжении всего многолетнего периода обучения.

Учитель, организовывающий образовательный процесс, включая в него игровую деятельность, стремится к воспитанию морально-волевых качеств, формированию навыков необходимых для повседневной жизни, способствующих выживанию человека, укреплению здоровья и формированию гармоничного и соответствующего возрастным особенностям физического развития детей.

При выборе подвижных игр необходимо находить в них отражение происходящей действительности для воспитания моральных качеств и правильного понимания происходящего в ней. Необходимо учитывать цели, задачи урока, условия проведения, материальную базу, характеристики возрастной группы при выборе методике.

Подвижные игры в воде при проведении занятий плавания занимают значительное место в начальной школе помогая освоить полноценно материал и применять полученные знания в дальнейшем при обучении на более поздних этапах. В зависимости от уровня подготовки и этапа варьируется от простых заданий на малом уровне воды для освоения и привыкания к данной среде, до более сложных направленных на совершенствования владения техниками плавания, развития физических качеств.

Включены для новичков игры направленные на преодоление водобоязни, такие как:

  1. передвижение в воде по бассейну;
  2. погружение в воду;
  3. упражнения на всплытие в воде;
  4. лежание на воде;
  5. выдохи в воду;
  6. скольжение с различными положениями рук;
  7. ныряние;
  8. прыжки в воду.

На более глубокой воде в подвижные игры и эстафеты включают преодоление различных отрезков:

  1. выполнение гребковых движений ногами без воздействия на водную среду рук;
  2. выполнение гребковых движений руками без воздействия на водную среду ног;
  3. в полной координации тем или иным стилем плавания;
  4. с подсчетом количества выполненных гребковых движений согласно заданию;
  5. ныряния различными способами;
  6. с выполнением транспортировки в воде;
  7. с применением различного инвентаря;
  8. с показом фигур в воде.

Проведение игрового процесса сказывается благоприятно на обучение детей при интенсивных тренировках в качестве средства восстановления сил и отвлечения от получаемой нагрузки. Проведение пауз в виде коротких подвижных игр в воде и в конце занятий помогают, эмоционально разрядится детям и отдохнуть физических нагрузок.

При организации подвижных игр необходимо акцентировать внимание на соблюдение правил безопасности не только для бассейна, но и для открытых водоемов в которых будут организовываться и проводится подвижные игры в дальнейшем воспитанниками и их сверстниками.

При организации подвижной игры необходимо заранее предотвратить нежелательные элементы в виде азарта, нечестной игры или падения интереса, продумывая и анализируя игровой процесс до его организации с детьми. Для этого учитель должен хорошо знать контингент детей и их самих, что бы заранее иметь возможность в распределении ролей участников и устранения конфликтных ситуаций в воде. Необходимо выявить пассивных обучающихся и нежелающих принимать участия в подвижной игре, игроков отстающих по психологическому или физическому развитию и вовлечь их в процесс, выбрав правильно им роли.

Многие игры требуют помощи в проведении, судействе и хорошем знании правил игры, для этого выбираются помощники из класса.

Процесс игры должен способствовать развитию творчества, товариществу, соблюдению установленных правил, развитию индивидуальных особенностей, умению работать в коллективе и подстраиваться под изменяющиеся условия, овладеть организаторскими способностями.

Возьмем и проанализируем подвижную игру «водолазы», её основные элементы это ныряние, плавание под водой и сбор предметов со дна бассейна. Она развивает способность ориентироваться под водой, задержку дыхания на определенный промежуток времени, скорость передвижения, как в воде, так и под водой, способность открывать глаза под водой. Воспитывает у обучающихся такие физические качества, как быстрота реакций и перемещений в воде и под водой, гибкость, ловкость и координацию движений. Воспитывает морально-волевые качества детей: целеустремленность, внимание, скорость ориентирования в воде, быстрота реакции, терпение, решительность и смелость.

Подвижная игра в воде «морской бой». Основной задачей является преодоление детей боязни воды и погружения в неё. Воспитывается умение работать в коллективе, товарищество, смелость, способность ориентироваться в изменяющейся игровой ситуации. Развивает такие физические качества, как быстрота реакций, ловкость и гибкость.

Подвижная игра в воде «пятнашки с мячом». Данная игра помогает освоить, передвижения в воде, ныряния, техники плавательных движений. Воспитывает смелость, решительность и внимание. Развивает быстроту движений, скорость перемещений, ловкость и гибкость.

Подвижная игра в воде «плавучие стрелы». Способствует изучению скольжения на воде. Воспитывает внимание, целеустремленность. Развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость и координация движений, гибкость.

Подвижная игра в воде «спрячься в воду». Способствует изучению и совершенствованию погружений в воду с головой. Воспитывает внимание и целеустремленность. Развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость и гибкость.

Подвижная игра в воде «циркачи». Способствует изучению и совершенствованию погружений в воду. Воспитывает внимание, целеустремленность и смелость. Развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость и гибкость.

Подвижная игра в воде «винт». Способствует развитию ориентирования в воде, совершенствованию безопорного положения в воде. Воспитывает внимание, целеустремленность, решительность, смелость. Развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость и координация.

При проведении игр с младшими школьниками необходимо учитывать их особенность к перенесению длительных нагрузок, которые необходимо разнообразить паузами для отдыха давая им возможность восстановить силы, при этом продолжительность игры не должна занимать много времени. В игровой процесс должны быть включены естественные движения, для их лучшего овладения и усвоения. Элементы обучения плавания, включенные в игру, будут лучше изучены и освоены благодаря непроизвольному запоминанию. В этом возрасте превалирует быстрая утомляемость, отставания в развитии сердечнососудистой системы, легких и мышц. Наиболее благоприятными видами игрового процесса являются игры с возможностью отдыха скрытых в правилах. Одним из примеров является игра «пустое место». Главной причиной быстрого утомления детей является монотонная работа, которой необходимо избегать, добавляя разнообразные игры и их элементы в процесс обучения. Концентрация детей не устойчива, необходимо избегать долгих объяснений правил игры и условий проведений. Часто обучающие не способны слушать долго учителя и перебивают его, предлагая себя в качестве водящего игры или принятия той или иной роли, лучшем будет проведение игр сюжетной, сюжетно-ролевой направленности, что позволит развивать творческое воображение и концентрировать внимание на моменте объяснения.

В начальной школе проведение подвижных игр является основной формой урока, возможна организация полноценных игровых уроков в конце четверти для подведения итогов усвоения основных элементов плавания, двигательных навыков, физических качеств, правил и элементов игр. В игровое занятие можно включить 2-3 знакомые для обучающихся игры, преподнести новые игры или провести веселые эстафеты с ранее изученными двигательными элементами. Подвижные игры в жизни детей 1-4 класса должны занимать лидирующее место, это соответствует их возрастным особенностям и наиболее благоприятно сказывается на физическое, нравственное и моральное воспитание детей.

Гармоничное физическое развитие младших школьников имеет ключевое значение в проведении уроков плавания. При изучении методической и научной литературы по теме развития физических качеств младших школьников через подвижные игры в воде, я пришел к следующим выводам: данный вид деятельности благотворно влияет на моральное, личностное, творческое и физическое развитие детей. Эффективность образовательного процесса и применения в нем подвижных игр зависит от компетенции, знаний и умений их применять учителя. Подвижные игры в воде для данной возрастной категории являются наиболее приемлемыми для благотворного развития.

 

Литература:

1. Алабин В.Г. Учись бегать, прыгать, плавать. / В.Г. Алабин. Мн., 2009. – 32с.

2. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь — плавание / Н.Ж. Булгакова. — М.: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 160с.

3. Былеева, Л.В., Коротков А.А. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культы / Л.В.Былеева, А.А.Коротков. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.

4. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: Игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006. – 48 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: sambo-nv (23.06.2017)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz